Нашла довольно увлекательную статью о Владе (Цепеше) Дракуле и романе Брэма Стокера. Она, правда, большая, но прочитать как-нибудь на досуге стоит =) Собственно, если лень читать все, то можете ограничиться только 4 и 5 постом - там собраны наиболее интересные описания поступков Дракулы =) я выделила красным особенно... хм... интересные моменты.
В. Цымбурский
Граф Дракула, философия истории и Зигмунд Фрейд
Я не Кювье, но судя по этому зубу, граф Дракула Задунайский
был человеком весьма странным и неприятным
А. и Б. Стругацкие
Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить
Карл Маркс
Всякий, кто когда-либо интересовался происхождением и бытованием культуры, невольно сталкивался с вопросом: как создаются образы, способные завоевывать сознание миллионов, ориентировать их, навязывать им такое понимание действительности, которого до возникновения тех образов как будто и не могло быть? Не подлежит сомнению, что герой романа английского писателя Брема (Абрахама) Стокера «Граф Дракула» – король вампиров из Трансильвании, относится именно к этой категории феноменов культуры.
С момента выхода романа в 1898 году круг его поклонников ширится постоянно, неостановимо. Книга переведена сейчас практически на все европейские и многие восточные языки. Уже в 20-х годах инсценировки ее шли с колоссальным успехом на нью-йоркской и лондонской сценах. Поставленный в Лондоне в 1927 году спектакль «Дракула» выдержал без перерыва 250 представлений. На последнем, юбилейном, зрителям в качестве приза вручалась книжка рассказов Стокера «Гость Дракулы». Когда ее открывали, оттуда вылетала на резинке крохотная черная летучая мышь – излюбленное воплощение Великого Вампира.
В 1922 году по мотивам «Дракулы» появляется первый фильм – знаменитый «Носферату – симфония ужаса» немецкого режиссера Ф. Мурнау, считающийся и по сей день одним из величайших достижений немецкого экспрессионизма в кино. Роль графа Орлока (псевдоним Дракулы) сыграл Макс Шрек. Но лишь с 30-х годов мода на фильмы о Дракуле утвердилась в западном кинематографе. В первую очередь надо назвать, конечно, сериалы с участием двух замечательных артистов, ставших своего рода эталонами «киновампиров». Это Бела Лугоши («Дракула», 1931, реж. Т. Браунинг; «Возвращение Вампира», 1943, реж. Л. Лендерс) и Кристофер Ли («Ужас Дракулы», 1958, реж. Т. Фишер). Но, кроме того, XX век знал множество других талантливых исполнителей этой роли. Помимо инсценировок стокеровского «Дракулы» и разнообразных его продолжений, по киноэкранам прошли сыновья и дочери Дракулы, его соперники-вампиры, а также многочисленные персонажи с легко угадываемыми «дракулоидными» титулами: граф Мора, граф Алукард, граф Йорга Блэкула и т. д. Были и подлинные шедевры кино, посвященные трансильванскому вампиру,– «Бал вампиров», 1967, реж. Р. Поланский; «Носферату, призрак ночи», 1978, реж. В. Херцог.
Казалось бы, ясно, что речь идет о феномене массового сознания, и соответствующим образом успех «Дракулы» должен анализироваться. По этому пути устремляются многие критики, для которых Дракула остается знаменитой бульварщиной, если угодно – классикой бульварщины. Правда, уже случай с «Носферату» требует объяснения. Обычно объяснения находят, рассуждая о якобы происшедшем полном стилевом переосмыслении бульварного романа замечательным режиссером, хотя в чем, собственно, состоит это переосмысление, пока никто не удосужился внятно сформулировать. Но вот другой пример.
«...прочел я «Вампира – графа Дракула». Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял еще и глубину этого, независимо от литературности и т. д. Написал в «Руно» юбилейную статью о Толстом под влиянием этой повести. Это – вещь замечательная и неисчерпаемая, благодарю тебя за то, что ты заставил меня, наконец прочесть ее». Сказано А. А. Блоком (Письмо близкому другу поэта – Е. П. Иванову 3 сентября 1908 года).
В упоминаемой статье «Солнце над Россией» Блок пишет о вампирических силах, таящихся в русской истории и от века подстерегающих лучших людей России. Так осмысливается тема Вампира в историческом плане, Блок не забыл о романе. «Дракула» остался не мимолетным впечатлением, импульсом к написанию юбилейной статьи, но постоянным, живым компонентом духовного опыта. С впечатлением от стокеровского романа соотносятся и стихи из цикла «Черная кровь».
Я ее победил, наконец!
Я завлек ее в мой дворец!
...........................................
Гаснут свечи, глаза, слова...
– Ты мертва, наконец, мертва!
Знаю, выпил я кровь твою...
Я кладу тебя в гроб и пою –
Мглистой ночью о нежной весне
Будет петь твоя кровь во мне!
Или еще:
Глаз молчит, золотистый и карий,
Горла тонкие ищут персты...
Подойди. Подползи. Я ударю
– И, как кошка, ощеришься ты.
Итак, стихи Блока, фильм Мурнау... А импульс – бульварный роман? Не кажется ли, что этих фактов достаточно, чтобы посмотреть на феномен «Дракулы» несколько иначе? В конце концов, если б знаменитый «Франкенштейн» М. Шелли, считающийся образцом романтической философской прозы (повесть об ученом, создавшем страшилище, неотступно преследующее его), был бы написан одновременно с «Дракулой», а не в эпоху романтизма, то разве эту книгу не могли бы счесть «бульварной»? Любое художественное произведение воспринимается на фоне существующего литературного канона, а к концу XIX века литературный канон был уже ортодоксально реалистическим. Книги вроде «Дракулы» или романов Р. Л. Стивенсона не укладывались в него, выталкиваясь в разряд «легкой», приключенческой, «бульварной» литературы.