Многие, если не почти любой и каждый, знают, что сову принято считать символом мудрости. Между тем, задолго до того, как эта «птичка» стала связываться с подобным качеством, она уже была представлена в символике древнейших цивилизаций. Самое старинное изображение совы насчитывает 32 – 34 тыс. лет (пещеры Chauvet во Франции).
А что если пройтись, хотя бы бегло, по традиционному отношению к совам разных народов, сложившимся в стародавние времена? Начнем с Америки.
У североамериканских индейцев было принято считать, что совы связаны с душами умерших, а потому помогают шаманам связываться с ними. Широкое распространение имела легенда о похищении Совой детей, которых затем выручал Койот. Иногда говорят, что сова здесь признавалась мудрой птицей, но это лишь отчасти верно: речь шла о шаманском знании, получаемом из потустороннего мира.
Ацтеки и майя придерживались мнения, что в сове воплощается демоническое ночное существо: посылающее грозные предзнаменования подземного бога, выступающее вестником смерти, а также проводником душ после смерти. Однако в предацтекской культуре Древней Мексики в образе священной совы почиталась Теотиуакан, богиня дождя.
В Индии она почиталась в качестве покровителя ночи, посланца загробного мира и тоже – провожатого душ в царство мертвых. У индуистов сова является «значком» Ямы, бога – повелителя этого царства, и признается верховым животным Дурги, супруги бога – разрушителя Шивы в одной из ее грозных ипостасей.
В Китае эта птица олицетворяла зло, преступление, жестокость, смерть, ужас и даже неблагодарных детей. Она считалась антиподом Феникса. По одной из легенд молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза родителям. Кое-где, правда, сова признавалась эмблемой «желтого предка» и ассоциировалась с молнией, громом и летним солнцестоянием. Как магическое животное иногда посвящалась кузнецам.
Соотнесение совы со злыми духами было присуще и народам Средней Азии. И по законам Моисея это «нечистая» птица. В еврейской традиции связывалась со слепотой, а иудейская демоница Лилит изображалась вместе с совой.
У египтян это – птица смерти, принадлежащая царству ночного солнца, которое пересекает озеро или море тьмы. В Африке до сих пор сов связывают с темными силами, на многих местных наречиях ее именуют «ведьминской птицей» и потому безжалостно истребляют, невзирая на протесты экологов.
Славяне тоже относили ее к «нечистым», приписывали связь с ведьмами и лешими, называли предвестницей смерти или вдовства, обличительницы распутства, охранительницы кладов. Сохранились сказания о том, что она боится мести птиц за невозврат одолженных у них перьев (белорусское, хорватское) и опасается насмешек за похвальбу о красоте своих детей (польское).
Для кельтов это хтонический символ, «ночная ведьма».
В мифологии валлийцев присутствует всеведающая Кавлвидская сова.
Этруски считали ее атрибутом бога тьмы и ночи.
А вот в Древней Греции – священной и даже волшебной птицей, принадлежавшей Каллипсо, той самой, что удерживала Одиссея на своем острове 7 лет. Ну, и конечно же, это спутница Афины (Минервы), которую Гомер назвал даже «совоокой» богиней. Именно в ее обществе сова становится символом мудрости. Хотя, если говорить о греко-римской традиции, стоит упомянуть, что в Риме она первоначально была атрибутом аллегорических фигур Ночи и Сна, и мойра Атропос, прерывающая нить жизни, также связывалась с этим пернатым существом. Зато греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им даже было позволено жить в греческом Акрополе.
В Японии, например, считалось, что изображавшие сову статуэтки в домах по принципу подобия отвращают эпидемии и голод (в Китае времен династии Шан они тоже служили амулетами от зла).
В Средней Азии детей и скот защищали от того же зла с помощью совиных перьев. Да и у славян были поверья, связанные помещением совы у хозяйственных построек для отпугивания то домового, то мышей, а то и для защиты дома.
Совушка, сова, большая голова... Непроста история отношения к ней, не так ли?
Источник nnm.ru