Уже десять лет демонстрируется по миру выставка скандально известного немецкого художника-патологоанатома Гюнтера фон Хагенса «Миры тела».
Экспонаты выставки представляют собой умерших людей, которые были особым образом мумифицированы и выставлены в экспозиции полностью, либо в расчлененном виде.
Способ сохранения трупов, придуманный немецким ученым в 1977 году, является уникальным и основан на замене всей жидкости тела на твердеющий пластик, который позволяет трупу застывать в какой угодно позе.
Хагенс считает себя художником-авангардистом. Обработанное им с помощью так называемой пластинации тело человека (как правило, неопознанного трупа, который из морга некому забирать) превращается в твердый, законсервированный и лишенный запаха объект, который может «прожить» до 50 000 лет.
Зрителей на выставках «Миры тела» ожидает такое шокирующее зрелище, как, например, человек без кожи, протягивающий вам свой эпидермис, или тело беременной женщины с разрезом в животе, открывающим взору 7-месячный плод. Рядом еще одна так называемая скульптура: лишенный кожи наездник на лошади без шкуры - при полном комплекте внутренних органов, просматриваемых сквозь сеть мышц и сухожилий, - держащий к тому же в руках свой собственный мозг.
"Или человек, разрезанный по вертикали на семь или девять узких полосок, как какая-нибудь поп-артовская модель. Внешняя сторона ладони - в одной проекции, внутренняя - уже в другой, каждая отстоит от другой на несколько сантиметров, так что можно заглянуть и посмотреть, что там, внутри."
"Еще один из экспонатов выставки сидит за шахматной доской, второе место - пусто, и можно при желании присесть на минутку и подумать: а ведь все это люди. Правда, бывшие..."
Уже десять лет демонстрируется по миру выставка скандально известного немецкого художника-патологоанатома Гюнтера фон Хагенса «Миры тела».
Экспонаты выставки представляют собой умерших людей, которые были особым образом мумифицированы и выставлены в экспозиции полностью, либо в расчлененном виде.
С мертвецом за шахматной доской
Способ сохранения трупов, придуманный немецким ученым в 1977 году, является уникальным и основан на замене всей жидкости тела на твердеющий пластик, который позволяет трупу застывать в какой угодно позе.
Хагенс считает себя художником-авангардистом. Обработанное им с помощью так называемой пластинации тело человека (как правило, неопознанного трупа, который из морга некому забирать) превращается в твердый, законсервированный и лишенный запаха объект, который может «прожить» до 50 000 лет.
Зрителей на выставках «Миры тела» ожидает такое шокирующее зрелище, как, например, человек без кожи, протягивающий вам свой эпидермис, или тело беременной женщины с разрезом в животе, открывающим взору 7-месячный плод. Рядом еще одна так называемая скульптура: лишенный кожи наездник на лошади без шкуры - при полном комплекте внутренних органов, просматриваемых сквозь сеть мышц и сухожилий, - держащий к тому же в руках свой собственный мозг.
"Или человек, разрезанный по вертикали на семь или девять узких полосок, как какая-нибудь поп-артовская модель. Внешняя сторона ладони - в одной проекции, внутренняя - уже в другой, каждая отстоит от другой на несколько сантиметров, так что можно заглянуть и посмотреть, что там, внутри."
"Еще один из экспонатов выставки сидит за шахматной доской, второе место - пусто, и можно при желании присесть на минутку и подумать: а ведь все это люди. Правда, бывшие..."
Подобные мысли возникают у многих посетителей выставок Хаггенса, и поэтому немецкий профессор не устает повторять:
«Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший - это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Умерший - это личность. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом - объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп».
"Помимо целых фигур, на выставках «Миры тела» представлена богатая коллекция составляющих, которые во всем их человеческом многообразии разложены на витринах, под стеклом. В специальных контейнерах - скелеты, нервные системы, лимфатические узлы. В отдельном зале - кунсткамера: двуглавые младенцы, сиамские близнецы и прочие фокусы природы. Под стеклом - зародыши: двух-, трехнедельные, месячные..."
"Хагенс, словно современный передвижник, возит свои невероятные экспонаты из страны в страну. За это время он показал их не только в Европе, но также в Японии, Китае и Южной Корее. Миры тел посетило по всему миру уже более 12 миллионов человек."
"«Настоящий Ганнибал Лектер» и «современный Франкенштейн», как окрестили доктора журналисты, считает свои шоу популяризационными демонстрациями. Он носит шляпу под Йозефа Бойса - известного немецкого авангардиста - и исповедует бойсовский принцип каждый человек - художник."
Шок в художественной галерее
Однако художества самого Хагенса многим приходятся не по вкусу. Его выставки неоднократно пытались закрыть, а самого маэстро обвинить в нарушении не только моральных, но и уголовных законов.
"Так, например, после того, как в лондонской художественной галерее Атлантис состоялось публичное вскрытие трупа, устроенное Хагенсом, городская прокуратура завела против него дело."
Кстати, мест всем желающим попасть в галерею на вскрытие не хватило. Все билеты были моментально проданы, поэтому в соседней с «Атлантисом» художественной галерее установили огромные телеэкраны, где можно было увидеть вскрытие в прямом эфире. Один из каналов британского телевидения также записывал необычное шоу и затем показал его миллионам английских зрителей.
Хагенс под взглядами тысяч глаз делал вскрытие, последовательно вынимая один орган за другим из трупа мужчины, объясняя публике каждый свой шаг. Затем все восемь органов были помещены на поднос, и ассистенты пронесли их для обозрения по аудитории.
Профессор считает, что публичное вскрытие человеческого трупа – явление совершенно нормальное. С его точки зрения, раз студенты-медики во время обучения регулярно присутствуют при анатомировании, то и обычные люди при желании должны иметь право наблюдать за аналогичной операцией.
По поводу организации по всему миру своих выставок он говорит:
«Выставка преследует две цели. С одной стороны, сравнение нормальных и больных органов пропагандирует здоровый образ жизни. Как показали исследования, 10% курильщиков за полгода после посещения выставки бросили курить или стали курить меньше, а 50% стали внимательнее относиться к своему здоровью. Выставка показывает и совершенство, и уязвимость нашей природы. К тому же наш посетитель может почувствовать гордость за свое тело».
Экспозиции профессора настолько популярны, что во всем мире уже около пяти тысяч человек завещали для нее свои тела.
Тем не менее добровольных пожертвований Хагенсу, видимо, не хватает. Проблема заключается в том, что завещатели еще достаточно молоды, и их смерти придется долго ждать. Поэтому медик скупает неопознанные тела из моргов разных стран.
В России Гюнтер фон Хагенс стал известен после скандала, разгоревшегося в Новосибирске. Руководители местной судебно-медицинской экспертизы обвинили его в незаконной переправке трупов безвестных россиян в Германию. Профессор после скандала отказался от сотрудничества с Россией, но в других странах продолжает свои опыты в области долгосрочного сохранения человеческого тела для науки и образования.
Тайна распятия Христа
Телекомпания «Channel 4» в сентябре 2006 года объявила, что в скором времени собирается приступить к съемкам документального фильма, в котором труп человека распинают на кресте, чтобы наглядно продемонстрировать страдания Христа.
В полуторачасовой картине «Распятие» Хагенс использует настоящее тело для демонстрации того, как в прошлом умирали люди в ходе казни на кресте.
При этом профессор не претендует на оригинальность и заявляет, что ученые, изучавшие историю казни через распятие, и ранее подвешивали на кресте трупы, например, это делал в 1930-е годы Пьер Барбэ. Королевская академия искусств также распинала труп человека на кресте: тело принадлежало известному убийце Джеймсу Леггу, казненному в 1801 году.
Еще не снятый фильм уже породил споры, верующие обвиняют его в кощунстве, а одна из христианских организаций угрожает судебным преследованием.
"И хотя руководство телеканала заявляет, что это будет научно-популярный фильм по истории, раскрывающий анатомическую сторону распятия и не будет касаться напрямую Христа, страсти тем не менее накаляются. Спокойным, как всегда, остается только Хагенс, давно уже привыкший к скандалам вокруг своего имени."
На частый вопрос журналистов, пожертвует ли он свое тело после смерти для экспериментов, профессор неизменно отвечает: «Само собой, разумеется. Передача моего тела на пластинацию - логическое продолжение моего творчества. Моя жена думает, что мое тело стоит поместить на выставку»…
Кстати, Хагенс в своей «профессиональной любви» к трупам отнюдь не одинок. В Нью-Йорке, например, минувшим летом с большим аншлагом прошла выставка известного фотографа Джоэла Питера Уиткина, который всю свою сознательную жизнь снимает только трупы.
«Труп - такой же объект искусства, как и живой человек, - считает Уиткин. - В его необычной красоте всегда есть что-то трагичное и завораживающее».
"Для того, чтобы заполучить подходящий «экземпляр», фотографу приходится по несколько дней ездить по городским моргам. Но красивый труп попадается достаточно редко. Поэтому Джоэл не брезгует составлением и так называемых «натюрмортов» из мертвых тел."
Он работает с трупами как с живыми людьми - подпирает и выпрямляет их, вкладывает что-то в руки, без конца переставляет свет. И в одно прекрасное мгновенье изуродованное тело изменяется и хорошеет!
"Думаю, многие не осознают, что смерть для людей так же реальна, как и жизнь. Появление тел в мертвецкой – закономерно. Так будем же прекрасны на пороге смерти! - заявляет Уиткин…"